Артикуляционная гимнастика. Общие рекомендации.

Артикуляционная гимнастика дома | Речевое развитие детей | Яндекс Дзен

Артикуляционная гимнастика. Общие рекомендации.

Многие родители недооценивают роль и значение артикуляционной гимнастики в становлении правильного звукопроизношения. А зря! Артикуляционная гимнастика, выполняемая регулярно и качественно – это залог успеха на пути к вашей заветной цели. Язык – это мышца и как любая мышца нашего тела она нуждается в развитии и укреплении. Именно для этого мы выполняем гимнастику. Однако, стоит помнить о том, что гимнастику нужно выполнять систематически.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Советы родителям. Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
7. Важно сформировать у ребенка мотивацию к занятиям артикуляционной гимнастикой, ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять эти упражнения, однако необходимо постоянно стимулировать. Например, рассказать ребенку, что герой любимого мультфильма покажет ребенку новую серию только в том случае, если ребенок выполнит упражнения. Если у ребенка долго не получалось выполнить то или иное упражнение и вот, наконец, получилось, можно отпраздновать это событие: устроить пикник или испечь торт. Таким образом, рутинная работа перейдёт в совместное полезное и приятное времяпрепровождение с ребёнком. Упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от дефекта произношения и развитости мышц речевого аппарата. В этом вам поможет учитель.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?. ГУО "Ясли-сад № 38 ...
Меню