Название картины: «Богатыри»
Автор: Виктор Михайлович Васнецов
Создание: 1898 г.
Материал: Холст, масло. 295х446 см.
Жанры: Сказочно-мифологический
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» по праву
считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства.
Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна
тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение
оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала
основой всего творчества.
На картине «Богатыри» изображены три русских богатыря:
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных
былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем
плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению
способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871
году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник
увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с
уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной
длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до
сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой
русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а
реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов — это реальные
события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом
Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты
знал, создавая образ Ильи Муромца. «Матёр человек Илья Муромец» —
говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том
бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и
великодушие. «А конь под Ильёй лютый зверь» — продолжает сказание.
Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью
вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и
мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например,
заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён
таким как и в былинах — величавым, с тонкими, благородными чертами лица,
подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из
ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он
изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют
о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В
картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы
художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник
мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении
опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников
родной земли.