Практические приёмы и упражнения коррекции навыка чтения у младших школьников

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Чтение многих учащихся отличается невыразительностью и отсутствием плавности, скорость чтения не высока. Неизбежно напрашивается вывод о необходимости и важности работы над совершенствованием чтения.
В логопедии таких детей называют дислексики.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Как определить, что первоклассник склонен к дислексии:

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.
  • Переставляет буквы при чтении и на письме.
  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.
  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.
  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

Для начала разберёмся, что такое чтение и каким оно должно быть у младшего школьника к концу начальной ступени обучения.
Чте́ние — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.
Чтение учащихся, окончивших начальную школу, должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Правильность чтения – это безошибочность и плавность воспроизведения звуковой стороны текста.
  • Сознательность чтения проявляется в умении читающего ясно и глубоко понимать содержание текста.
  • Беглостью чтения называется такой темп чтения, который обеспечивает сознательность усвоения /восприятия/.
  • Выразительность чтения – это умение с помощью интонации, пауз и ударений передать смысл читаемого.

Названные качества в процессе чтения проявляются одновременно и взаимно обусловлены.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приёмы работы, которые вы можете использовать в домашней обстановке.

1) Развитие речедвигательного анализатора (артикуляционная гимнастика и развитие речевого дыхания) (слайд 3)

А) Здесь используются многократные повторения звуков,слогов с утрированным артикулированием (для разминки речевого аппарата):

  • Б-б-б-б, м-м-м-м, д-д-д-д
  • И-а-о, а-у-и, о-у-а
  • Ми-ма-му, ба-бо-бу

Б) Упражнения на развитие речевого дыхания

  • Задуй свечу: «Сделай глубокий вдох (через нос!) и резкий выдох (через рот), чтобы быстро погасить свечу»
  • Задуй три свечи: «Сделай глубокий вдох и три кротких резких выдоха, чтобы загасить три свечи»
  • Живое пламя: «Сделай вдох, подуй на свечу долго и плавно,так чтобы пламя танцевало»
  • Цветок: «Представьте себе, что у вас на ладошке лежит цветок. От него исходит прекрасный арамат. Вы хотите насладиться этим ароматом и делаете глубокий вдох, а на выдохе говорите-АХ, как пахнет!»

2) Развитие оптико-пространственной ориентации

  • Развиваем ориентировки относительно своего тела:

А) выполнение словестных команд «покажи правой рукой левый глаз», «покажи левой рукой правый глаз, правой рукой возьмись за нос»

Б) выполнение движение по образцу (взрослый показывает, дети повторяют)

  • Складывание букв из элементов (разрезная буква)
  • Вылепливание смешиваемых букв
  • Узнавание букв по разному расположению в пространстве (перевёрнутых, положенных на бок, зеркальных)
  • Узнавание букв наложенных друг на друга
  • Узнавание недописаных букв
blank

3) Развитие беглости чтения

А) работа на уровне буквы и слога

  • таблица согласных, слоговые таблицы.При работе с таблицами используем различные приёмы: чтение, чтение с добавлением согласных, чтение по строчкам и столбикам, чтение через ячейку, чтение в паре по две ячейки и т.д.
  • «Горки» – чтение с разным темпом и громкостью
blank
  • Читай только ЩЕ

ШЕ        ЩЕ      НЕ      ПЕ      ЩЕ     ЦЕ      ЩЕ

ЩЕ        НЕ       ШЕ     ЩЕ     ЩЕ     ПЕ      ЦЕ

НЕ         ЩЕ      НЕ      ЩЕ     ЦЕ      ЩЕ     ЩЕ

ЦЕ         ШЕ      ЩЕ     НЕ      ПЕ      ЩЕ     НЕ

Б) работа на уровне слова «Цепочка слов» (после построение и прочтения цепочки можно провести работу на активизацию словаря (подбери слова признаки, слова действия), на умение согласовывать существительное с числительным (найди шестое слово в цепочке, посчитай от 1 до 5 и обратно)

blank
  • Чтение слов с различной слоговой структурой (чтение, чтение по заданой схеме – два читаешь, два пропускаешь или два слова читаешь ты, два я, чтение со счётом, чтение слов с заданной буквой, чтение с применением приёмов «спринт», «буксир» и «многократное чтение», чтение с окошечком, чтение слов закрытых на половину)

В) работа на уровне предложения

  • Работа с деформированным предложением.
blank
  • Работа с предложениями с недостающим словом.
blank

Г) Работа с текстом

blank
blank
blank

Чтение текстов с хвостами, с дырками, со словами на половину закрытыми, перевёрнутых текстов.

4) Развитие понимания прочитанного (это основная задача чтения)

«Змейка», «Улитка» – найти границы слов и предложений

blank


Найти лишнее предложение в тексте.
Составить текст из предложений. Можно взять любой текст, не слишком длинный и доступный для ребёнка. Разрезать его на предложения и перемешать.
Составить два небольших текста из набора предложений. Можно взять два коротких текста, разрезать их на предложения и поперемешать. Задача ребёнка прочитать все предложения и разбить их на два текста.

5) Исправление ошибок при чтении (слайд 12)

Самая распространенная ошибка при чтении это не правильно прочитанное окончание. Дело в том, что необходимое условие для осуществления процесса чтения – это движение глаз. Для того чтобы научить ребёнка фиксировать взгляд на окончаниях используем чтение с подчёркиванием.
Где живут ангелы клоуны и попугаи?
Такие тексты дети могут подготавливать и сами. Просим ребёнка подчеркнуть в тексте те места, где они могут допустить ошибку. Надо заметить, что эффективен именно приём подчёркивания. Други приёмы выделения так хорошо не действуют.
Кроме того, для работы над ошибками в окончаниях, используем приём недописаных слов:
Как крокодил плавает без плавников?
У крокодилов, конечно, нет никаких плавник…, как у рыб, зато у них очень сильный и гибк… хвост.
Развивая навык чтения в домашних условиях соблюдайте главное условие: работу необходимо строить от простого к сложному! Желаю успеха!

Меню