Речевой материал для работы над дикцией

После выполнения артикуляционной разминки и работы со звуками и слогами необходимо проработать слоговые цепочки, слова, предложения и тексты. Для этого вы можете использовать материал представленный в данной консультации.
Слоговые цепочки. Прочитайте слоговые цепочки и стучите по столу ладонью или кулаком на каждый выделенный слог.

blank

Работа со словом. Чтобы разнообразить работу применяйте игровые моменты. Например: Как можно быстрее назовите предметы. Следите за чёткостью произношения звуков.
Помните: чем быстрее темп речи, тем четче должна быть дикция.
стака́н–скля́нка–ска́лка

blank

Данное упражнение может послужить переходом к работе над предложением. Помимо развития дикции оно поможет развить воображение и грамматический строй речи, а также расширить словарный запас. Прочитайте цепочки слов. Придумайте предложение, чтобы в нем были все три этих слова. Например: ФРАЗА ГРЁЗЫ ГРОЗА – В грозу он произнёс фразу, развеявшую грёзы.

МУЗА ЛОЗА́ КОЗА́                                  ПО́ЗА БА́ЗА ВАЗА

БЛУ́ЗА РО́ЗА ГЛАЗА                               ФРА́ЗА ГРЁЗЫ ГРОЗА

ПА́УЗА ПРО́ЗА СЛЕЗА́                           ЛАКТО́ЗА ГЛЮКО́ЗА ФРУКТО́ЗА

ПО́ЛЬЗА КЛЯ́УЗА БИРЮЗА́                   ГИ́ЛЬЗА БЕРЁЗА ТОРМОЗА́

МЕДУ́ЗА УГРО́ЗА ЖЕЛЕЗО                    ФРЕЗА́ ЖЕЛЕ́ЗО МИМО́ЗА

Для работы над словом можно использовать следующий материал: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, фенолфталеин.
Работа с предложением (скороговоркой). Работу над дикцией невозможно представить без скороговорок. Однако на первом этапе не стоит гнаться за скоростью произношения. Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Воспринимайте скороговорку как четкоговорку, чистоговорку, медленноговорку.
При отработке скороговорок придерживайтесь следующих правил:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
Существует огромное количество скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено, тем лучше будет дикция. Вот лишь несколько из них:
Прокурор проколол дыроколом протокол.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Хочешь есть калачи − не сиди на печи.
Молодец против овец, а против молодца сам овца.
Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
Работая со скороговоркой можно применять приём изменения интонации:
Зи́на в лимузи́не везёт аза́лии в корзи́не.//сообщение
Зи́на в лимузи́не? Везёт аза́лии в корзи́не?//вопрос
Зи́на в лимузи́не! Везёт аза́лии в корзи́не! //восклицание
Зи́на в лимузи́не. Везёт аза́лии в корзи́не.//подтверждение*
То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница. //сообщение
То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница?//вопрос
То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница!//подтверждение
Мете́лица то сте́лется, то ко́лется, разбо́йница! //возмущение
*повышайте интонацию на выделенных словах
Работа с текстом. Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.
Чтобы ребёнку было интересно, стараемся подбирать не скучные тексты:

blank

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.
Так же можно работать и с другими текстами:

blank
blank

Если тренировать дикцию несколько раз в неделю по 15-20 минут, вы скоро заметите изменения: появится лёгкость в произношении, речь станет более чёткой, увеличится сила голоса.

9 упражнения для дикции - четкого произношения трудных звуков

Удалось ли вам выполнить все задания? Какое упражнение показалось самым сложным?

Источник: https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/teksty-dlya-uluchsheniya-diktsii/

Меню