Название картины: «Взятие снежного городка»

Автор: Суриков, Василий Иванович

Создание: 1891 г.

Материал: Холст, масло. 156 × 282 см

Стиль: Реализм

Жанр: Жанровая сцена

Государственный Русский музейСанкт-Петербург

«Взятие снежного городка» — картина русского художника Василия Сурикова (1848—1916), завершённая в 1891 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4235). Размер полотна — 156 × 282 см[1][2][3]. На картине изображён кульминационный момент старинной народной игры, которая была популярна среди казачьего населения Сибири. По традиции, эту игру устраивали в последний день масленицы, и художник, выросший в Красноярске, многократно наблюдал её в свои детские годы[4][5]. Суриков работал над полотном во время своего пребывания в Красноярске в 1889—1890 годах[6], а окончил его после возвращения в Москву. При работе над картиной натурщиками послужили многие родные и знакомые художника[7].

Картина «Взятие снежного городка» была представлена на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в марте 1891 года в Петербурге[8]. В 1899 году полотно было куплено у художника за 10 тысяч рублей известным коллекционером и меценатом Владимиром фон Мекком[9]. В 1900 году картина входила в российскую экспозицию на Всемирной выставке в Париже, где она была удостоена серебряной медали[10], а в 1908 году несколько картин из коллекции фон Мекка, включая «Взятие снежного городка», были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[11].

Критик Владимир Стасов отмечал, что хотя это произведение Сурикова «далеко не равняется его великолепной картине „Боярыня Морозова“, но, наверное, принадлежит к замечательнейшим картинам русской школы»[12]. Художник и критик Сергей Голоушев (литературный псевдоним — Сергей Глаголь) писал, что он считает картину «Снежный городок» «кульминационным пунктом в работе Сурикова как живописца»[13]. Искусствовед Владимир Кеменов называл «Взятие снежного городка» радостной и задорной картиной, в которой художнику превосходно удалось передать «искреннее увлечение сибиряков игрой», а также представить образ народа, в котором «бурлят огромные запасы богатырских сил, жизнерадостности, веселья»[14].

Меню